Роботизированная коробка АМТ

Роботизированная коробка АМТ или ВАЗ 2182 создана для современных моделей Лада с 16-клапанными моторами, прежде всего Веста и Х-рей.
Рычаг управления 2182 в салоне Лада Веста.

Роботизированная коробка АМТ или ВАЗ 2182 была представлена в 2014 году как единственная отечественная автоматическая трансмиссия, дошедшая до серийного производства. Сперва РКПП начали устанавливать на Ладу Приору с двигателем 21127, потом на Гранту и Калину, и наконец на Весту с Х-реем.

Стрелка возврата

Применение ВАЗ 2182 АМТ

Робот устанавливается на автомобили Лада только с 16-клапанными моторами:

МодельДвигательГод
Лада
Приора 1.62014 - н.в.
Калина 1.62015 - н.в.
Гранта 1.62015 - н.в.
Веста 1.6 / 1.82015 - н.в.
Х-рей 1.82015 - н.в.
Стрелка возврата

Конструкция роботизированной трансмиссии АМТ

Идея создания собственной автоматической трансмиссии много десятилетий вынашивалась конструкторами АвтоВАЗа, однако квалификации для этого им не хватало. Поэтому решено было обратиться к зарубежным специалистам.

Сперва переговоры велись с итальянской компанией Magneti Marelli, однако предложение немецкого концерна ZF оказалось более выгодным. В результате было решено оснастить самую современную на тот момент отечественную механику 2180 электромеханическими актуаторами именно этой фирмы.

РКПП АМТ в разрезе.

Исполнительный механизм состоит из следующих узлов:

  • А - актуатор включения сцепления;
  • Б - актуатор переключения передач;
  • В - вилка включения сцепления;
  • Г - датчик скорости на первичном валу;
  • Д - ручка управления в салоне.
АМТ ВАЗ 2182 схема механизма переключения передач.
Описание к схеме механизма переключения  ВАЗ 2182.
АМТ ВАЗ 2182 схема механизма включения сцепления.
Описание к схеме механизма включения ВАЗ 2182.

В итоге получился типичный робот с электрическим приводом единственного диска сцепления. Такие модели были популярны у европейских и японских производителей в прошлом десятилетии. На данный момент все ведущие автоконцерны мира от них практически полностью отказались в пользу преселективных коробок с двумя сцеплениями.

Это видео Ладной механики целиком посвящено новой РКПП.

Эксплуатация моделей Лада с АМТ

Роботизированная трансмиссия имеет 4 режима работы, каждый из которых имеет свое отдельное буквенное обозначение:

  • N - нейтраль;
  • R - задняя передача;
  • A - автоматический режим;
  • M - мануальный режим.

В ручном режиме водитель сам переключает передачи при помощи качания рычага управления вперед-назад, автоматика берет на себя только выжим сцепления. Однако при достижении слишком высоких оборотов, чтобы спасти себя от повреждений, коробка сменит передачу самостоятельно.

Режимы работы трансмиссии ВАЗ 2182.
Стрелка возврата

Самые распространенные поломки РКПП АМТ

Течи масла

В наследство от механики 2180 роботу достались регулярные течи масла из сальников. Ничего поделать нельзя, следите за уровнем.

Проблемы с электрикой

Иногда коробка уходит в полный ступор, переставая реагировать на команды. Требуется перепрошивка блока управления.

Вибрации рычага

Нередко водителей донимают вибрации, связанные с выработкой ведомого диска сцепления на малых пробегах. Помогает только замена. В 2016 году АвтоВАЗ сменил поставщика и проблема ушла.

Перегрев

О симптомах внезапного перегрева трансмиссии расскажет видео.

Стрелка возврата

Отзывы владельцев автомобилей Лада с АМТ

Чаще всего водители жалуются на задержки и рывки при переключениях. Особенно они проявляются в время движения в плотном городском трафике и при трогании в горку. Иногда вазовский робот вообще ведет себя неадекватно, то сбрасывает несколько передач без повода, то наоборот, долго и натужно едет на высоких оборотах не переключаясь.

Лада Веста с роботизированной коробкой 2182.

Вторым по популярности неудобством называют отсутствие режима качения, как на гидромеханической АКПП, который так удобен в пробках. Когда машина медленно ползет в автоматическом режиме, после отпускания педали тормоза многие ожидают, что поедут дальше, ведь коробка стоит на передаче. Но нет, требуется поработать акселератором.

Владелец Лада Х-рей рассказывает обо всех аспектах эксплуатации РКПП.

Стрелка возврата

Цена роботизированной коробки ВАЗ АМТ

Купить новую или подержанную ркпп 2182 на данный момент практически невозможно, как нет и специалистов по её ремонту. Поэтому все что остается владельцам негарантийных автомобилей это крупноузловая замена.

Стоимость их такова:

  • Коробка ВАЗ 2180 - 38 450 р.
  • Актуатор переключения передач ZF - 56 643 р.
  • Актуатор механизма сцепления ZF - 35 756 р.
  • Работы по крупноузловой замене (в среднем) - 9 350 р.

Немного о цене запчастей для этого робота рассказывается в этом обзоре.