Двигатель ЗМЗ-402

2.4-литровый двигатель ЗМЗ 402 собирали на Заволжском моторном заводе с 1981 по 2007 год и устанавливали на седаны или универсалы Волга, микроавтобусы Газель и внедорожники УАЗ. Существует несколько модификаций этого карбюраторного мотора под разную степень сжатия.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402 2.4 литра
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 2445 см³ |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 92 мм |
Система питания | карбюратор |
Мощность | 76 - 95 л.с. |
Крутящий момент | 159 - 167 Нм |
Степень сжатия | 6.7 |
Тип топлива | АИ-76 |
Экологическ. нормы | ЕВРО 0 |
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 2445 см³ |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 92 мм |
Система питания | карбюратор |
Мощность | 86 - 105 л.с. |
Крутящий момент | 175 - 186 Нм |
Степень сжатия | 8.2 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологическ. нормы | ЕВРО 0 |
Вес двигателя ЗМЗ 402 по каталогу составляет 182 кг
Описание устройства мотора ЗМЗ 402
В 1968 году была представлена обновленная версия двигателя ЗМЗ-24 под индексом ЗМЗ-24Д. В 1981 году этот силовой агрегат без каких-то серьезных изменений переименовали в ЗМЗ-402. По конструкции это нижневальный двс типа OHV с алюминиевым блоком, чугунными гильзами, алюминиевой 8-клапанной головкой без гидрокомпенсаторов и шестеренчатым приводом ГРМ. За впрыск топлива на автомобилях ГАЗ отвечает карбюратор К151С, на УАЗ карбюратор К151У.


Номер двигателя ЗМЗ 402 расположен в районе масляного щупа
Существовало две серии этих двигателей под бензин АИ-76 и АИ-92 с разной степенью сжатия, а еще редкая модификация с индексом 4022.10 и форкамерно-факельной системой зажигания.

Руководство по ремонту ЗМЗ-402 можно скачать тут

Много полезной информации собрано на GAZ-3110.ru
Расход топлива двс ZMZ-402.10
На примере ГАЗ 3110 2000 года с механической коробкой передач:
Город | 13.0 литра |
Трасса | 9.2 литра |
Смешанный | 11.3 литра |

На какие модели ставится силовой агрегат ЗМЗ-402
Волга 2410 | 1985 - 1993 |
Волга 3102 | 1981 - 2003 |
Волга 31029 | 1992 - 1997 |
Волга 3110 | 1997 - 2004 |
Волга 31105 | 2003 - 2007 |
Газель 1 (2705) | 1994 - 2006 |
Соболь 1 (2310) | 1998 - 2006 |
Трофим 1 (17310) | 2004 - 2006 |
Севан 1 (762) | 1988 - 1993 |
Латвия 1 (2203) | 1981 - 1997 |
Буханка 3 (3741) | 1985 - 2007 |
Козел 1 (3151) | 1985 - 2005 |
Отзывы на двигатель ЗМЗ 402 его плюсы и минусы
Достоинства:
- Двигатель очень прост по конструкции
- Надежный шестеренчатый привод грм
- Широкий выбор новых и б/у запчастей
- Донор на вторичке обойдется недорого
Недостатки:
- Алюминиевый блок боится перегрева
- Невысокое качество запасных частей
- Донимает течами смазки и антифриза
- Гидрокомпенсаторы не предусмотрены
Регламент обслуживания двс ZMZ-402 2.4 l
Периодичность | раз в 10 000 км |
Объем смазки в двс | 6.0 литра |
Нужно для замены | 5.5 литра |
Какое масло | 5W-40, 10W-40 |
Тип привода ГРМ | шестерни |
Заявленный ресурс | не ограничен |
На практике | 300 000 км |
При обрыве/перескоке | не гнет клапана |
Регулировка | раз в 15 000 км |
Принцип регулировки | при помощи винтов |
Зазоры впуск | 0.40 - 0.45 мм |
Зазоры выпуск | 0.40 - 0.45 мм * |
Масляный фильтр | 10 тысяч км |
Воздушный фильтр | 10 тысяч км |
Топливный фильтр | 20 тысяч км |
Свечи зажигания | 20 тысяч км |
Вспомогат. ремень | 40 тысяч км |
Охлажд. жидкость | 2 года или 40 тысяч км |
Регулировка зазора клапанов на моторе ЗМЗ 402

Недостатки, поломки и проблемы двигателя ЗМЗ-402
Это силовой агрегат с алюминиевым блоком цилиндров и он очень не любит перегревов. Поэтому при отказах помпы, термостата либо воздушных пробках в системе охлаждения сразу же пробивает прокладку под головкой и часто с очень печальными последствиями.
Задний сальник коленвала выполнен в виде веревки, пропитанной графитовой смазкой. Он очень боится повышения давления в системе и сразу же начинает пропускать масло. Поэтому не рекомендуется крутить этот двигатель до высоких оборотов и тому подобное.
Это карбюраторный агрегат, который для нормальной работы нужно уметь настраивать. Еще придется свыкнуться с шумной работой, вибрациями и низким качеством запчастей, а также не забывать о регулировке тепловых зазоров клапанов раз в 15 000 км пробега.
Производитель заявил ресурс двигателя ЗМЗ-402 в 160 000 км, но он ходит и до 300 000 км.
Цена двигателя ЗМЗ-402 нового и б/у
Минимальная стоимость | 15 000 рублей |
Средняя цена на вторичке | 35 000 рублей |
Максимальная стоимость | 75 000 рублей |
Контрактный мотор за рубежом | — |
Купить такой новый агрегат | 111 800 рублей |

Состояние: | Б У |
Комплектация: | двигатель в сборе |
Рабочий объем: | 2.4 литра |
Мощность: | 76 л.с. |
* Двигатели не продаем, цена указана справочно
Подробное видео по сборке мотора ЗМЗ 402
