Двигатель ЗМЗ-53

4.3-литровый двигатель ЗМЗ-53 собирался на Заволжском моторном заводе с 1964 по 1992 год и устанавливался на популярное семейство грузовиков ГАЗ 53 и автобусы на его базе КАВЗ 685. На основе этого силового агрегата создали очень известный в армейских кругах мотор ЗМЗ-66.
К семейству V8 относят: ЗМЗ-13, ЗМЗ-14, ЗМЗ-503, ЗМЗ-511, ЗМЗ-523 и ЗМЗ-524.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-53 4.3 литра
Тип | рядный OHV |
Кол-во цилиндров | 8 |
Кол-во клапанов | 16 |
Точный объем | 4254 см³ |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Система питания | карбюратор |
Мощность | 115 - 120 л.с. |
Крутящий момент | 284 Нм |
Степень сжатия | 6.7 - 7.6 |
Тип топлива | АИ-76 |
Экологическ. нормы | ЕВРО 0 |
Вес двигателя ЗМЗ-53 по каталогу составляет 262 кг
Описание устройства мотора ЗМЗ 53
В начале 60-х годов прошлого века для нового грузовика ГАЗ-53 создали бензиновый мотор V8. Это типичный OHV агрегат с алюминиевым блоком цилиндров и мокрыми чугунными гильзами, парой алюминиевых головок блока с двумя клапанами на цилиндр и без гидрокомпенсаторов, карбюратором К-126Б, приводом между распредвалом и коленвалом шестерней и трамблером. В 1983 году мотор был модернизирован и получил новые гбц, карбюратор К-135 и индекс 53-11.


Номер двигателя ЗМЗ-53 расположен спереди в развале блока
Кроме целого ряда бензиновых версий существовали газовые модификации ЗМЗ-53-18 и 53-27.

Русскоязычный мануал ГАЗ-53 вы найдете тут
Расход топлива двс ZMZ-53-11
На примере ГАЗ-53 1985 года с механической коробкой передач:
Город | 29.5 литра |
Трасса | 19.0 литра |
Смешанный | 25.0 литра |

На какие модели ставится силовой агрегат ЗМЗ-53
53 | 1964 - 1992 |
685 | 1971 - 1986 |
Отзывы на двигатель ЗМЗ 53 его плюсы и минусы
Достоинства:
- Это простой по конструкции двигатель
- К качеству бензина он нетребователен
- Имеется выбор новых и б/у запчастей
- Расходники вполне доступны по цене
Недостатки:
- Расход топлива у него очень большой
- Алюминиевый блок боится перегрева
- Донимает течами смазки и антифриза
- Гидрокомпенсаторы не предусмотрены
Регламент обслуживания двс ZMZ-53 4.3 l
Периодичность | раз в 6 000 км |
Объем смазки в двс | 9.9 литра |
Нужно для замены | 8.0 литра |
Какое масло | 5W-40, 10W-40 |
Тип привода ГРМ | шестерни |
Заявленный ресурс | не ограничен |
На практике | 300 000 км |
При обрыве/перескоке | не гнет клапана |
Регулировка | раз в 1 000 км |
Принцип регулировки | при помощи винтов |
Зазоры впуск | 0.25 - 0.30 мм ⁻¹ |
Зазоры выпуск | 0.25 - 0.30 мм ⁻² |
² — для 4-го и 5-го цилиндров 0.15 - 0.20 мм
Масляный фильтр | 6 тысяч км |
Воздушный фильтр | 6 тысяч км |
Топливный фильтр | 6 тысяч км |
Свечи зажигания | 12 тысяч км |
Вспомогат. ремень | 24 тысяч км |
Охлажд. жидкость | 2 года или 24 тысяч км |
Регулировка зазора клапанов на моторе ГАЗ-53

Недостатки, поломки и проблемы двигателя ЗМЗ-53
Главной проблемой всех моторов этого семейства являются утечки смазки и антифриза, поэтому замена прокладок требуется регулярно и особенно заднего сальника коленвала. Следите за течами, так как при падении уровня масла быстро изнашиваются вкладыши.
Это типичный алюминиевый агрегат с мокрыми гильзами и он очень боится перегревов. Крайне важно следить за охлаждением вашего мотора, так как от высокой температуры может не только пробить прокладку, последствия могут быть гораздо более печальными.
Гидрокомпенсаторов в головках нет и проверка зазора клапанов требуется раз в 1000 км, а езда со стуком под капотом здесь довольно быстро заканчивается прогаром клапанов. Также клапана нередко прогорают из-за некачественного топлива и стоит это учитывать.
А еще отметим, что это карбюраторный мотор и его нужно уметь грамотно настраивать. Также на форуме нередко жалуются на нестабильное качество расходников и запчастей.
Производитель заявил ресурс двигателя ЗМЗ-53 в 200 000 км, но он ходит и до 300 000 км.
Цена двигателя ЗМЗ-53 нового и б/у
Минимальная стоимость | 35 000 рублей |
Средняя цена на вторичке | 75 000 рублей |
Максимальная стоимость | 150 000 рублей |
Контрактный мотор за рубежом | — |
Купить такой новый агрегат | — |

Состояние: | Б У |
Комплектация: | двигатель в сборе |
Рабочий объем: | 4.3 литра |
Мощность: | 115 л.с. |
* Двигатели не продаем, цена указана справочно
Подробное видео по сборке мотора ГАЗ-53
