Двигатель ЗМЗ-13

5.5-литровый двигатель ЗМЗ-13 собирался на Заволжском моторном заводе с 1958 по 1981 год и устанавливался на самую известную представительскую модель того времени ГАЗ-13 Чайка. Именно на базе этого агрегата создали мотор ГАЗ-24-24 для догонялок КГБ и ГАЗ-41 от БРДМ-2.
К семейству V8 относят: ЗМЗ-14, ЗМЗ-53, ЗМЗ-503, ЗМЗ-511, ЗМЗ-523 и ЗМЗ-524.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-13 5.5 литра
Тип | рядный OHV |
Кол-во цилиндров | 8 |
Кол-во клапанов | 16 |
Точный объем | 5526 см³ |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Система питания | карбюратор |
Мощность | 195 л.с. |
Крутящий момент | 412 Нм |
Степень сжатия | 8.5 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологическ. нормы | ЕВРО 0 |
Вес двигателя ЗМЗ-13 по каталогу составляет 245 кг
Описание устройства мотора ЗМЗ 13
В конце 50-х годов прошлого века для представительской модели Чайка создали двигатель V8. Это типично американский OHV мотор с алюминиевым блоком, мокрыми чугунными гильзами, алюминиевыми ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр и без компенсаторов, карбюратором К-113, приводом между распредвалом и коленвалом шестерней и системой зажигания с трамблером. Кроме стоковой версии в 195 л.с. существовал агрегат ЗМЗ-13Д на 215 л.с. под бензин АИ-100.


Номер двигателя ЗМЗ-13 расположен спереди на стыке с головкой
В начале 60-х годов после выпуска двух тысяч таких двигателей была проведена модернизация: появился усиленный блок цилиндров, другой коленвал, новый жидкостный и масляный насосы. Также устаревший карбюратор К-113 заменили на более современный четырехкамерный К-114. На базе этого мотора был создан агрегат ГАЗ-24-24 для автомобилей КГБ и ГАЗ-41 для БРДМ-2.

Русскоязычный мануал ГАЗ-13 Чайка можно скачать тут
Расход топлива двс ZMZ-13
На примере ГАЗ-13 Чайка 1967 года с автоматической коробкой передач:
Город | 28.5 литра |
Трасса | 14.0 литра |
Смешанный | 21.0 литра |

На какие модели ставится силовой агрегат ЗМЗ-13
Чайка 1 (ГАЗ-13) | 1959 - 1981 |
Отзывы на двигатель ЗМЗ 13 его плюсы и минусы
Достоинства:
- Высокая для своего времени мощность
- К качеству топлива двс нетребователен
- Агрегат довольно прост по конструкции
- И расходники вполне доступны по цене
Недостатки:
- Сложный четырехкамерный карбюратор
- Постоянные утечки смазки и антифриза
- Двигатель совсем не терпит перегревов
- Гидрокомпенсаторы не предусмотрены
Регламент обслуживания двс ZMZ-13 5.5 l
Периодичность | раз в 6 000 км |
Объем смазки в двс | 6.5 литра |
Нужно для замены | 6.0 литра |
Какое масло | 5W40, 10W40 |
Тип привода ГРМ | шестерни |
Заявленный ресурс | не ограничен |
На практике | 300 000 км |
При обрыве/перескоке | не гнет клапана |
Регулировка | раз в 1 000 км |
Принцип регулировки | при помощи винтов |
Зазоры впуск | 0.25 - 0.30 мм ⁻¹ |
Зазоры выпуск | 0.25 - 0.30 мм ⁻² |
² — для 4-го и 5-го цилиндров 0.15 - 0.20 мм
Масляный фильтр | 6 тысяч км |
Воздушный фильтр | 6 тысяч км |
Топливный фильтр | 6 тысяч км |
Свечи зажигания | 12 тысяч км |
Вспомогат. ремень | 24 тысяч км |
Охлажд. жидкость | 2 года или 24 тысяч км |
Подробный обзор конструкции мотора от ГАЗ-13

Недостатки, поломки и проблемы двигателя ЗМЗ-13
Основной проблемой этих двс служат подсосы воздуха, а также течи масла и антифриза. Поэтому для беспроблемной эксплуатации необходимо регулярно обновлять прокладки и в обязательном порядке смазывать их герметиком. По другому тут утечек не избежать.
Этот агрегат оснащается весьма сложным в настройке четырехкамерным карбюратором типа К-113 или К-114 (в зависимости от года выпуска) и специалистов по ним очень мало. Так что, если не хотите сильно тратиться, придется осваивать эту науку самостоятельно.
Мотор не имеет гидрокомпенсаторов и требует проверки зазора клапанов раз в 1000 км. И не рекомендую ездить со стуком под капотом, так как клапана очень быстро прогорят. Хорошо что процедура регулировки тут несложная и освоить ее сможет любой владелец.
Как и все алюминиевые двигатели он боится перегрева, так что следите за охлаждением. Также стоит понимать, что это коллекционный мотор и не все запчасти к нему доступны.
Производитель заявил ресурс двигателя ЗМЗ-13 в 120 000 км, но он ходит и до 200 000 км.
Цена двигателя ЗМЗ-13 нового и б/у
Минимальная стоимость | 75 000 рублей |
Средняя цена на вторичке | 115 000 рублей |
Максимальная стоимость | 225 000 рублей |
Контрактный мотор за рубежом | — |
Купить такой новый агрегат | — |

Состояние: | Б У |
Комплектация: | двигатель в сборе |
Рабочий объем: | 5.5 литра |
Мощность: | 195 л.с. |
* Двигатели не продаем, цена указана справочно
Обзор представительского седана ГАЗ-13 Чайка
