Двигатели Renault F-series
Семейство бензиновых и дизельных двигателей Renault F-series было представлено в 1982 году и до сих пор активно собирается и ставится на некоторые модели франко-японского концерна. Но сейчас силовые агрегаты серии Ф постепенно вытесняются более современными моторами.
8-клапанные двигатели Рено F-series
F-серия от Renault началась с дизельных моторов, однако мы сперва поговорим о бензиновых. В 1983 году на базе 1.6-литрового дизеля F8M было создано два 1.7-литровых бензиновых двс: F1N и F2N отличались друг от друга наличием однокамерного и двухкамерного карбюраторов. Это были 8-клапанные моторы с верхним расположением распредвала и ременным приводом. От дизеля им достался не только чугунный блок без гильз, но еще и камера сгорания в поршне. В 1986 году появился 2-литровый агрегат F2R, по сути отличающийся лишь рабочим объемом.
С 1985 года все силовые агрегаты компании начали оснащать электронным впрыском топлива, сначала моно, а потом и распределенным. Таким образом F2N превратился в F3N, а F2R в F3R. Наконец в 1988 году появился самый продвинутый двигатель первой волны под индексом F3P, он имел рабочий объем 1.8 литра, а еще штатно оснащался каталитическим нейтрализатором.
К восьмиклапанным агрегатам относят 6 двигателей, но некоторые имели по несколько версий:
F1N ( 68 л.с. / 120 Нм ) / карбюратор | Renault 21, Trafic 1 (TXW) |
F2N ( 73 - 92 л.с. / 125 - 138 Нм ) / карбюратор | Renault 5 (C40), 9 (X42), 11 (B37), 19 (X53), 21 (L48), Clio 1 (X57) |
F3N ( 73 - 94 л.с. / 127 - 143 Нм ) / моновпрыск | Renault 5 (C40), 9 (X42), 11 (B37), 19 (X53), 21 (L48), Alliance 1 |
F3N ( 107 л.с. / 151 Нм ) / распр. впрыск | Renault 19 |
F3P ( 90 - 94 л.с. / 124 - 148 Нм ) / моновпрыск | Renault 19, Clio 1 (X57), Laguna 1 (X56) |
F3P ( 107 л.с. / 150 - 158 Нм ) / распр. впрыск | Renault 19, Clio 1 (X57) |
F3P ( 88 - 94 л.с. / 124 - 144 Нм ) / моновпрыск | Renault 19, Clio 1 (X57), Laguna 1 (X56) |
F3P ( 109 л.с. / 155 - 160 Нм ) / распр. впрыск | Renault 19, Clio 1 (X57) |
F2R ( 90 - 102 л.с. / 142 - 152 Нм ) / карбюратор | Renault 21 |
F3R ( 95 л.с. / 145 Нм ) / моновпрыск | Renault Alliance 1 |
F3R ( 109 - 114 л.с. / 168 Нм ) / распр. впрыск | Renault Megane 1 (X64), Laguna 1 (X56), Espace 3 (J66) |
Мануал для двигателей F-серии вы можете скачать тут
16-клапанные двигатели Renault F-series
В 1998 году Ф-серию пополнили два 16-клапанных силовых агрегата объемом 1.8 и 2.0 литров. Кроме абсолютно новой головки блока с двумя распредвалами, а также гидрокомпенсаторами, тут наконец появилась более современная система зажигания с индивидуальными катушками, а в некоторых модификациях и система фазорегуляции на впускном распределительном валу. Эти двигатели получились настолько удачными, что на ряде рынков их предлагают до сих пор.
В 1999 году на первом Мегане дебютировал 2.0-литровый агрегат с прямым впрыском топлива. Этот мотор получил такое количество негативных отзывов из-за капризов топливной системы, что его весьма быстро сняли с производства и отказались от дальнейшего развития линейки Ф.
К шестнадцатиклапанным двигателям Ф-серии относят три описанных выше силовых агрегата:
F4P ( 115 - 120 л.с. / 165 - 170 Нм ) / распр. впрыск | Renault Laguna 1 (X56), Laguna 2 (X74) |
F4R ( 135 - 139 л.с. / 188 - 195 Нм ) / распр. впрыск | Renault Megane 2 (X84), Laguna 2 (X74), Duster 1 (HS), Kaptur 1 (H5) |
F5R ( 140 л.с. / 200 Нм ) / прямой впрыск | Renault Megane 1 (X64), Laguna 2 (X74) |
Онлайн-мануал для этих двигателей вы найдете тут
Спортивные агрегаты Рено F-series
С 1990 по 1999 год собирались спортивные версии моторов F4P и F4R с индексами F7P и F7R, которые отличались от своих аналогов развитым впускным коллектором, двойным дросселем, облегченными поршнями и клапанами, которые охлаждались изнутри металлическим натрием.
На гражданских моделях с таких моторов снимали до 150 л.с., а на спорткарах гораздо больше: Clio Williams Maxi с двигателем F7R развивал 250 - 275 л.с., а Laguna Williams BTCC все 320 л.с. Интересно, что сотня таких двс была закуплена для престижной модели АЗЛК Князь Владимир.
К спортивным моторам серии Ф относят 2 агрегата, но у них есть масса эксклюзивных версий:
F7P ( 135 л.с. / 158 Нм ) / распр. впрыск | Renault 19, Clio 1 (X57) |
F7R ( 147 л.с. / 175 - 185 Нм ) / распр. впрыск | Renault Clio 1 (X57), Megane 1 (X64) |
Дизели Renault F-series
Первым мотором серии Ф был атмосферный вихрекамерный дизель F8M объемом в 1.6 литра. Он появился в 1982 году, получил новую головку в 1987 году и выпускался вплоть до 1996 года. Но первым по настоящему массовым дизельным агрегатом семейства стал 1.9-литровый F8Q. Он дебютировал в 1988 году на Рено 19, а его версия с турбонаддувом ставилась до 2006 года.
Однако самым популярным в этой линейке стал дизель F9Q, который выпускается до сих пор. Первая модификация мотора появилась в 1997 году и оснащалась прямым впрыском топлива, но уже в 1999 году он получил топливную систему Common Rail производства компании Bosch. В остальном конструкция похожа на другие двс серии, тут чугунный блок цилиндров без гильз, алюминиевая 8-клапанная головка без гидрокомпенсаторов и обычный ременной привод ГРМ.
К дизельным моторам Ф-серии относят три описанных выше двс, но последние в двух версиях:
F8M ( 54 - 56 л.с. / 100 - 102 Нм ) / вихрекамеры | Renault 5 (C40), 9 (X42), 11 (B37), Express 1 (X40) |
F8Q ( 54 - 64 л.с. / 118 - 123 Нм ) / вихрекамеры | Renault 19, 21 (L48), Clio 1 (X57), Clio 2 (X65), Express 1 (X40) |
F8Qt ( 90 - 92 л.с. / 175 - 180 Нм ) / вихрекамеры | Renault 19, Megane 1 (X64), Scenic 1 (J64) |
F9Qt ( 80 - 98 л.с. / 160 - 200 Нм ) / прямой впрыск | Renault Megane 1 (X64), Scenic 1 (J64), Laguna 1 (X56) |
F9Q ( 90 - 130 л.с. / 200 - 300 Нм ) / Common Rail | Renault Megane 1 (X64), Scenic 1 (J64), Laguna 1 (X56) |
Обзор достоинств и недостатков дизелей Ф-серии