Двигатели Renault F-series

Семейство бензиновых и дизельных двигателей Renault F-series было представлено в 1982 году и до сих пор активно собирается и ставится на некоторые модели франко-японского концерна. Но сейчас силовые агрегаты серии Ф постепенно вытесняются более современными моторами.
8-клапанные двигатели Рено F-series
F-серия от Renault началась с дизельных моторов, однако мы сперва поговорим о бензиновых. В 1983 году на базе 1.6-литрового дизеля F8M было создано два 1.7-литровых бензиновых двс: F1N и F2N отличались друг от друга наличием однокамерного и двухкамерного карбюраторов. Это были 8-клапанные моторы с верхним расположением распредвала и ременным приводом. От дизеля им достался не только чугунный блок без гильз, но еще и камера сгорания в поршне. В 1986 году появился 2-литровый агрегат F2R, по сути отличающийся лишь рабочим объемом.


С 1985 года все силовые агрегаты компании начали оснащать электронным впрыском топлива, сначала моно, а потом и распределенным. Таким образом F2N превратился в F3N, а F2R в F3R. Наконец в 1988 году появился самый продвинутый двигатель первой волны под индексом F3P, он имел рабочий объем 1.8 литра, а еще штатно оснащался каталитическим нейтрализатором.
К восьмиклапанным агрегатам относят 6 двигателей, но некоторые имели по несколько версий:
F1N | карбюратор | 68 л.с. | 120 Нм | Renault 21, Trafic 1 |
F2N | карбюратор | 73 - 92 л.с. | 125 - 138 Нм | Renault 5, 9, 11, 19, 21, Clio 1 |
F3N | моновпрыск | 73 - 94 л.с. | 127 - 143 Нм | Renault 5, 9, 11, 19, 21, Alliance 1 |
F3N | распр. впрыск | 107 л.с. | 151 Нм | Renault 19 |
F3P | моновпрыск | 90 - 94 л.с. | 124 - 148 Нм | Renault 19, Clio 1, Laguna 1 |
F3P | распр. впрыск | 107 л.с. | 150 - 158 Нм | Renault 19, Clio 1 |
F3P | моновпрыск | 88 - 94 л.с. | 124 - 144 Нм | Renault 19, Clio 1, Laguna 1 |
F3P | распр. впрыск | 109 л.с. | 155 - 160 Нм | Renault 19, Clio 1 |
F2R | карбюратор | 90 - 102 л.с. | 142 - 152 Нм | Renault 21 |
F3R | моновпрыск | 95 л.с. | 145 Нм | Alliance 1 |
F3R | распр. впрыск | 109 - 114 л.с. | 168 Нм | Megane 1, Laguna 1, Espace 3 |

Мануал для двигателей F-серии вы можете скачать тут
16-клапанные двигатели Renault F-series
В 1998 году Ф-серию пополнили два 16-клапанных силовых агрегата объемом 1.8 и 2.0 литров. Кроме абсолютно новой головки блока с двумя распредвалами, а также гидрокомпенсаторами, тут наконец появилась более современная система зажигания с индивидуальными катушками, а в некоторых модификациях и система фазорегуляции на впускном распределительном валу. Эти двигатели получились настолько удачными, что на ряде рынков их предлагают до сих пор.


В 1999 году на первом Мегане дебютировал 2.0-литровый агрегат с прямым впрыском топлива. Этот мотор получил такое количество негативных отзывов из-за капризов топливной системы, что его весьма быстро сняли с производства и отказались от дальнейшего развития линейки Ф.
К шестнадцатиклапанным двигателям Ф-серии относят три описанных выше силовых агрегата:
F4P | распр. впрыск | 115 - 120 л.с. | 165 - 170 Нм | Laguna 1, Laguna 2 |
F4R | распр. впрыск | 135 - 139 л.с. | 188 - 195 Нм | Megane 2, Laguna 2, Duster 1, Kaptur 1 |
F5R | прямой впрыск | 140 л.с. | 200 Нм | Megane 1, Laguna 2 |

Онлайн-мануал для этих двигателей вы найдете тут
Спортивные агрегаты Рено F-series
С 1990 по 1999 год собирались спортивные версии моторов F4P и F4R с индексами F7P и F7R, которые отличались от своих аналогов развитым впускным коллектором, двойным дросселем, облегченными поршнями и клапанами, которые охлаждались изнутри металлическим натрием.


На гражданских моделях с таких моторов снимали до 150 л.с., а на спорткарах гораздо больше: Clio Williams Maxi с двигателем F7R развивал 250 - 275 л.с., а Laguna Williams BTCC все 320 л.с. Интересно, что сотня таких двс была закуплена для престижной модели АЗЛК Князь Владимир.
К спортивным моторам серии Ф относят 2 агрегата, но у них есть масса эксклюзивных версий:
F7P | распр. впрыск | 135 л.с. | 158 Нм | Renault 19, Clio 1 |
F7R | распр. впрыск | 147 л.с. | 175 - 185 Нм | Clio 1, Megane 1 |
Дизели Renault F-series
Первым мотором серии Ф был атмосферный вихрекамерный дизель F8M объемом в 1.6 литра. Он появился в 1982 году, получил новую головку в 1987 году и выпускался вплоть до 1996 года. Но первым по настоящему массовым дизельным агрегатом семейства стал 1.9-литровый F8Q. Он дебютировал в 1988 году на Рено 19, а его версия с турбонаддувом ставилась до 2006 года.


Однако самым популярным в этой линейке стал дизель F9Q, который выпускается до сих пор. Первая модификация мотора появилась в 1997 году и оснащалась прямым впрыском топлива, но уже в 1999 году он получил топливную систему Common Rail производства компании Bosch. В остальном конструкция похожа на другие двс серии, тут чугунный блок цилиндров без гильз, алюминиевая 8-клапанная головка без гидрокомпенсаторов и обычный ременной привод ГРМ.
К дизельным моторам Ф-серии относят три описанных выше двс, но последние в двух версиях:
F8M | вихрекамеры | 54 - 56 л.с. | 100 - 102 Нм | Renault 5, 9, 11, Express 1 |
F8Q | вихрекамеры | 54 - 64 л.с. | 118 - 123 Нм | Renault 19, 21, Clio 1, Clio 2, Express 1 |
F8Qt | вихрекамеры | 90 - 92 л.с. | 175 - 180 Нм | Renault 19, Megane 1, Scenic 1 |
F9Qt | прямой впрыск | 80 - 98 л.с. | 160 - 200 Нм | Megane 1, Scenic 1, Laguna 1 |
F9Q | Common Rail | 90 - 130 л.с. | 200 - 300 Нм | Megane 1, Scenic 1, Laguna 1 |

Онлайн-мануал для дизеля F9Q находится здесь
Обзор достоинств и недостатков дизелей Ф-серии